Вы - -й посетитель этой
странички
Встроенный редактор MSOffice как пример векторного графического редактора
О.П. Шарая, Санкт-Петербург
В школьном курсе информатики желательно познакомить учащихся как с векторными, так и с растровыми графическими редакторами. И если растровый графический редактор Paintbrush хорошо описан в разнообразной методической литературе, доступной для учителей, то про векторные редакторы этого сказать нельзя.
К тому же современные векторные редакторы не всегда доступны. Неплохим решением проблемы может стать использование редактора, встроенного в пакет, ставший де-факто промышленным стандартом в России, - Microsoft Office. Он доступен, имеет исключительно подробную интерактивную справочную систему, достаточно прост и подходит для использования даже в 7-м классе.
Немного о сути векторной графики. В случае растровой графики компьютер обрабатывает и сохраняет изображение, как массив пикселей, каждый из которых имеет свой цвет. В векторной графике изображение состоит из набора графических примитивов, описываемых математическими формулами. Так, для примера, окружность задается координатами центра, радиусом, толщиной линии, цветом: - всего несколькими числами. И поэтому простые векторные картинки занимают меньше места в памяти, чем растровые. Кроме того, векторные картинки можно разделить на составляющие их графические примитивы и редактировать их по отдельности.
Примером растрового редактора может служить редактор Paint, встроенный в Windows.
Примером векторного редактора может служить графический редактор, встроенный в Microsoft Office.
Покажем на примере несложной лабораторной работы специфические отличия векторного редактора от растрового. Следует отметить, что этот векторный редактор доступен во всех приложениях Microsoft Office, но удобнее всего его изучить как дополнительную возможность MS Word.
Описание работы
Запустите текстовый редактор MS Word.
Установите альбомное расположение листа.
Включите панель "Рисование".
- Рисование фона
- На панели "Рисование" найдем инструмент "Прямоугольник". Названия инструментов появляются во всплывающих рамках-подсказках при наведении на них указателя мыши.
- С его помощью нарисуем прямоугольник шириной 14 см и высотой 6 см.
- Выберем инструмент "Выбор объектов". Именно с его помощью объекты перемещаются, меняются их размеры, цвет.
- Выделим прямоугольник. Найдем инструмент "Цвет заливки".
- Щелкнем по стрелочке справа от значка инструмента и в "Способах заливки" выберем подпункт "Градиентная заливка".
- Выберем двухцветную заливку с синим и голубым цветами (синий - сверху) и горизонтальный режим.
- Нарисованный прямоугольник - это небо на нашей картинке.
- Точно так же нарисуем море, выбрав синий и черный цвета.
- Поместим прямоугольники один под другой.
- Щелкнем по одному прямоугольнику, затем нажмем клавишу shift и щелкнем по второму. Это стандартный способ выделения нескольких объектов. На жмем клавишу "Действия", подпункт "Выровнять/распределить" и выровняем объекты по левому краю. Мы получили изображение горизонта.
- Теперь нарисуем солнце
- Выберем инструмент "Овал". При нажатой клавише shift с его помощью можно нарисовать круг.
- Заливаем его с помощью градиентной заливки оранжевым и красным цветами, но используем не горизонтальный вариант, а способ "от центра".
- Перемещаем солнце к горизонту. С помощью уже знакомой кнопки "Действие" меняем порядок расположения объектов и размещаем солнце за морем, но перед небом (см. рис. 1).
Рис. 1
- Нарисуем отражение солнца в воде
- Скопируем солнце на свободное место. Для этого поместим на него указатель, щелкнем по правой клавише мыши и выберем вначале пункт "Копировать", а затем "Вставить".
- Повторим эту операцию трижды и с помощью указателя превратим три одинаковых круга в овалы разных размеров.
- Поместим их друг под другом и, выделив все одновременно с помощью клавиши shift, выровняем по центру, используя все ту же клавишу "Действие".
- Сгруппируем овалы и перенесем их под солнышко на поверхность моря. Если необходимо, изменим порядок расположения.
- Приступим к рисованию кораблика
- Корпус кораблика рисуем, используя инструменты "Прямоугольник" и "Треугольник", который выбирается в выпадающем меню кнопки "Автофигуры".
- Далее, с помощью "Свободного вращения" поворачиваем треугольник, объединяем его с прямоугольником. Для этого надо выбрать их одновременно ( shift ) и, щелкнув правой клавишей мыши, использовать пункт выпадающего меню "Группировка".
- В этом уже новом объекте убираем черные линии контуров треугольника и прямоугольника. Для этого служит кнопка "Тип линии" - подпункты "Другие" - "Нет линий".
Получаем примерно следующее:
Рис. 2
- Нарисуем паруса
- Оказывается, в тех же "Автофигурах" есть очень симпатичный рисунок парусов. Только там он называется "Блок-схемы - Сохранение данных". Поместив эти фигурки одну под другой, получим паруса.
- Можно их раскрасить, используя двухцветную градиентную заливку от синего к белому. Ее тип - угловая (см. рис. 3).
- Группируем корпус судна и паруса так же, как мы делали это с треугольником и прямоугольником, рисуя корпус.
Рис. 3
- Нарисуем отражение кораблика в воде
- Выделим кораблик.
- Скопируем его, как мы копировали, к примеру, солнышко.
- Выберем кнопку "Действия", подпункты "Повернуть/отразить" - "Отразить сверху вниз".
- Осталось залить полученное отражение черным цветом.
Рис. 4
- Украсим нашу картинку надписью
- Нажмем уже известную кнопку "Автофигуры". В подразделе "Звезды и ленты" выберем понравившуюся ленту.
- На ленте помещаем красивую надпись. Для этого нажмем кнопку "Добавить объекты WordArt" и выберем приглянувшийся тип надписи.
- В появившейся затем рамочке вводим нужный текст.
- Изменяем размеры надписи с помощью указателя и помещаем ее поверх ленты в нужном месте рисунка.
- Если вы захотите изменить цвет надписи, то не забудьте, что у букв есть заливка и контур (линия). Нажимая кнопку "Тип линии", подпункт "Другие", определите цвет заливки и цвет линии.
В итоге получается примерно такой рисунок.
При желании лабораторная работа дополняется рисованием гранитной набережной с шарами, решетками и колоннами.